14 окт. 2007 г.

Карты памяти (Mind Maps) в управлении проектами. Программа FreeMind

Желание использовать изобретение Тони Бьюзена, карты памяти, росло во мне уже давно. Тонны бумажек на столе и необходимость в любой момент времени знать состояние любых проектов, которые я веду, частенько наталкивало меня на мысль, что неплохо было бы иметь инструмент, позволяющий не ограничивать полет мысли площадью листа формата A4 и при этом не забывать ничего, что происходило с проектом и не упускать, что происходит с ним сейчас. Системы управления проектами, такие как Microsoft Project, вступают в строй уже на стадии начала проекта, когда определены сроки, ресурсы, да и вообще есть проект. В то же время куча работы выполняется как правило «до» и «после», я уже не говорю о том, что многие вопросы возникают и исчезают во время выполнения проекта, не отражаясь в плане. Карты памяти, по моему мнению, как раз позволяют сводить в некую систему даже разрозненные мысли и события, позволяют «обозреть» состояние дел, так сказать, с высоты птичьего полета. Особенно привлекательно вести карты памяти на компьютере, поскольку вся информация тогда содержится в одном файле и нет ограничения на площадь рабочей области.

Выбор средств для составления карт памяти сейчас достаточно богатый. Я заострял свое внимание на следующих продуктах:

  1. Microsoft Visio — платный, мощный инструмент, не специализированный под конкретную задачу, слабые возможности экспорта полученной карты в доступные форматы.
  2. Mind Manager — платный, разработанный, по приданию, под руководством самого товарища Бьюзена, я установить не смог. Выкачивал файл несколько раз, вставать он отказывался.
  3. FreeMind — бесплатная, легкая софтина, которую я нашел через статью в Wikipedia. На ней я свой выбор и остановил.

Достоинства FreeMind:

  1. Программа бесплатная и кроссплатформенная (написана на Java).
  2. Очень проста, можно начинать использовать сразу, по ходу изучая фичи.
  3. Может выполняться поиск по отдельным ветвям.
  4. Позволяет ссылаться на файлы, URL и другие карты памяти.
  5. Вид карты очень компактен — на один экран без прокрутки очень много помещается, части дерева можно сворачивать в точку, удобно сделан скроллинг.

Недостатки: 

  1. На мой взгляд, не очень удобное управление мышью — выделение элемента выполняется при наведении указателя. Если после этого хочешь, например, добавить этому элементу пиктограмму и ведешь указатель мыши через все поле к панели с пиктограммами, то по пути может произойти выделение других элементов карты. Возможно, это поведение как-то можно изменить в настройках, но пункт меню «Установки» у меня не работает.

Пока писал этот пост, программа успела обновиться :-) Об этом написано в Wiki, но новая версия 0.9.0 пока не доступна для скачивания с sourceforge. Так что возможно, описанный мной недостаток может быть устранен после обновления.

В общем, сильно рекомендую. Я попытался составить карту памяти по всем моим текущим проектам и был поражен тем, насколько быстро удалось систематизировать знания, получить ясную картину происходящего, а также тем, что после систематизации знаний тут же становятся заметны «белые пятна», появляются идеи. На мой взгляд, подходит этот инструмент также для конспектирования встреч или митингов, проведения мозгового штурма и записи сгенерированных идей.

В качестве примера карт памяти приведу парочку из галереи карт в Wiki:

Книги по теме:
Супермышление (The Mind Map Book). Тони Бьюзен, Барри Бьюзен