23 дек. 2007 г.

Update. Нецензурная мотивация

С тех пор, как я написал пост «Нецензурная мотивация», постоянно обращаю на эту тему свое внимание. Кажется, я уже созрел для того, чтобы сделать какие-то выводы. И даже для того, чтобы опубликовать свои наблюдения в блоге.

Картинка спёрта с plakat.ru

Написание этого поста будет особенно сложным, поскольку в слове «ензура» есть буква «ц», а у меня со вчерашнего дня эта клавиша работает через раз… :-)

Для начала пара примеров из личного опыта.

Есть у нас одна компания-заказчик. Я общаюсь с техническим отделом, поэтому за всю компанию говорить не берусь. А вот этот самый технический отдел, надо сказать, матом не ругается — он на нем разговаривает. Может, это такой способ борьбы со шпионской прослушкой, поскольку только виртуозный переводчик сможет перевести, например, на английский язык, все эти витиеватые обороты, сложные определения и своеобразные обращения.

С другой стороны, я сам, бывает, вверну словечко в разговоре. А бывает, и не одно. Иногда этот прием подходит для разрядки обстановки, позволяет посмеяться, сделать паузу в сложном обсуждении. Иногда — наоборот, служит средством выплескивания негативных эмоций на окружающих.

Прислушиваясь ко своим ощущениям за отчетный период, я прихожу к выводу, что этот последний негативный эффект оказывает гораздо большее влияние, чем позитивный эффект. Естественно, это моё субъективное мнение, но мне кажется, что те ребята, о которых я писал выше, говорят матом, как говорится, не от хорошей жизни. Возможно, когда такой лексикон в ходу годами (я уже давно их знаю), эффект от нецензурщины не такой негативный. Тем более, что иногда они умеют так завернуть фразу, что нельзя не восхищаться. :-) Тем не менее, лично я после рабочего дня, проведенного в таком обществе, чувствую себя выжатым как лимон.

Чтобы собрать ещё несколько мнений, я слегка погуглил тему:

Ещё известный лексикограф Владимир Даль писал в XIX веке: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека — это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».
Психолингвист НИИ языкознания Геннадий ЖИЛИН: «…Матерные и бранные слова нам нужны, как молоко растущему организму. Не будь ненормативной лексики, наша энергия спалила бы нас изнутри. Если вам хочется ругаться, то не сдерживайтесь, а уткнитесь в угол и крепко чертыхнитесь.»
Профессор, заведующий лабораторией невербальной коммуникации Института психологии Владимир МОРОЗОВ: «…Кстати, сегодня многие уже давно не реагируют на грубые, злые слова. Наши тесты показали, что более 60 процентов людей оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные. Это говорит о глубоком перерождении нашей психики: агрессия в сознании многих стала нормой.»
«Исходящее из уст — из сердца исходит; сие оскверняет человека» (Мф.15:18)
Эта особенность загрязнения русского языка возникла в период Великой октябрьской соц революции. Когда интеллигенция и аристократия, пытаясь скрыть свое происхождение, чтобы спасти себя и свой род, стала подражать, «быдло», и использовать в своей речи мат.
Мат в русском языке с незапамятных времен… Только громко крича маты в лесу, можно было отпугнуть лешего….Это был неписанный закон и его исполняли все, от мала до велика… Лесов почти не осталось, а лешего видать до сих пор народ боится….

По-моему, достаточно. Выводы? Очевидно, нецензурные выражения помогают освободиться от негатива, при этом неся негатив окружающим. Тем не менее, я считаю возможным ввернуть словечко в разговоре, в случае, если это поможет сострить или разрядить обстановку. Ни в коем случае мат не должен звучать в адрес собеседника.

Теперь можно попытаться ответить на вопросы, которые я предлагал обсудить ранее:

  1. «Запрет материться на рабочем месте подрывает командный дух» — неверный изначальный тезис. Скорее всего, запрет чего-либо негативно отражается на команде. Запретите сотрудникам пить чай чаще двух раз в час — это ухудшит их настрой даже в том случае, если никто так часто пить чай даже не собирался. Бороться с матершиной нужно не официальными запретами, а другими, мягкими и неявными средствами. Нецензурная брань на рабочем месте — скорее всего следствие, а не причина. Это лакмусовая бумажка, которая должна побудить к поиску первопричины неустроенности сотрудников.
  2. «Коллективы, в которых свободно выражаются, имеют повышенный энтузиазм и мотивацию» — всё с точностью до наоборот. В коллективах, где постоянно слышен мат, с большей вероятностью люди будут чувствовать себя угнетенными, иметь низкую производительность и качество труда.

Подписаться на новые статьи:  RSS (Что это такое?) или Email