8 авг. 2008 г.

Съешьте лягушку

«Если с утра съесть лягушку, остаток дня будет чудесным, поскольку самое худшее уже позади».

Марк Твен

Прочёл на днях книжку Брайана Трейси «Оставьте брезгливость, съешьте лягушку! 21 действенный принцип эффективного труда».

О том, что прочитал эту книгу, не жалею, хотя в процессе чтения мной овладевали противоречивые чувства. С одной стороны чувак всё верно говорит, с другой — говорит очевидные или уже известные вещи.

Содержание книги вообще очень переплетается с GTD Дэвида Аллена (в электронном виде тут) и с приёмами, описанными тов. Архангельским (не берусь утверждать, кто у кого спёр, хотя «меня терзают смутные сомнения» ©). С другой стороны, потихоньку вырисовывается общая картина и принципы моей собственной системы организации труда.

Конечно, раздражал «американский» стиль изложения, рассказы «из пустого в порожнее». Кроме того, автор не ограничился раскрытием темы сисек лягушек, а, в общем и целом решил поучить жить и работать — соблюдать режим дня там, повышать квалификацию, ввинтил вездесущее правило Парето (об этом в книге аж цельная глава). В общем, товарищ добросовестно отработал гонорар за 106 страниц текста.

Ниже тезисно излагаю, что вынес для себя, а также накидаю цитаток, если не влом будет набирать:-)

Тезис 1. Аксиома: всё успеть невозможно.

Взять под контроль стоящие перед вами задачи можно лишь в том смысле, что вы перестанете уделять внимание одним вещам и начинаете тратить больше времени на те, которые действительно имеют значение.

Тезис 2. Лягушка — это самая крупная и важная задача, наиболее сильно влияющая на жизнь и карьеру в данный момент.

Ваша «лягушка» — это та самая крупная, самая важная задача, в отношении которой вы скорее всего склонны проявлять медлительность и нерешительность, если сходу не решитесь взять быка за рога. Это также задача, которая имеет ключевое позитивное влияние на вашу жизнь и карьеру в настоящий момент.

Здесь важно понимать, что для определения роли задачи в своей карьере необходимо понимать, какова твоя цель. Иметь ясное представление, что является целью всех телодвижений — обязательное условие для движения куда-либо. В противном случае движение получится броуновское. Казалось бы, простая истина, но для меня это самый трудный момент. Иногда кажется, что если б знал, чего хочешь, давно бы этого добился. Это только со мной такое? Вы точно знаете, чего хотите?

Тезис 3. Определитесь с тем, что вам нужно.

Трейси тут не изобрёл велосипед. Во всех поп-книгах по достижению чего-либо пишут о необходимости не только понимать для себя конечную цель, но и визуализировать её, представить, как будет хорошо, когда цель будет достигнута и какой ты молодец, что упорным трудом этого добился.

Мысленный образ вашего идеала будет оказывать мощное влияние на само ваше поведение.

Часть визуализации цели — запись её формулировки на бумаге. Автор акцентирует: «думайте на бумаге».

Тезис 4. Как бы вы съели слона? По кусочкам.

Тут всё ясно, плавали читали, знаем.

Кусочки расписываем в виде последовательности атомарных действий (составляем план). Загодя планируем свой день, а также составляем генеральный, месячный, недельный перечень дел. Перечень с большей детализацией должен содержать элементарные задачи в большом проекте, описанном в более укрупнённом перечне (задачи, решаемые в течение дня должны приближать нас к глобальным целям, перечисленным в генеральном перечне).

Тезис 5. Главное — отличать главное от второстепенного.

Основное внимание — ключевым категориям результатов.

В ключевые категории входят дела, которые составляют саму суть твоей профессиональной деятельности (для PM, наверное, это анализ, согласование, планирование, распределение ролей, обязанностей и задач, контроль выполнения, менеджмент рисков). Всё остальное — делегируем, откладываем, игнорируем.

Тезис 6. Готовьте рабочее место под задачу.

Если хотим съесть кусочек «слона», не лишним будет повыбрасывать с письменного стола и из прямой видимости всё, что к этой конкретной особи не относится.

Чем аккуратнее и привлекательнее ваше рабочее место, тем легче вам будет начать работу и довести её до конца.

Тезис 7. Уберите сдерживающие факторы.

В любом проекте есть задачи, которые ограничивают скорость продвижения к цели (не забыли, что цель мы знаем, записали и представили). Эти задачи должны быть первыми кандидатами на съедение. Как правило, это самые противные «лягушки», которые потому и стали сдерживающими факторами, что кое-кто брезговал их зохавать своевременно… извините за мой французский.

Не жалеем времени на анализ и выявление сдерживающих факторов. В GTD описана т.н. естественная модель ведения проекта — это когда сначала делается анализ, а потом — планирование и реализаций. В жизни зачастую происходит наоборот — сначала делаем приятные вещи, а потом, когда все сроки прошли, мосты сожжены и отступать некуда, берёмся за самых противных лягушек, откладываемых доселе «на потом». А они-то и есть проблема и причина негативных последствий. Самое обидное бывает, когда сроки давно прошли, всё плохо, приходится браться за лягушку… и её «поедание» занимает каких-то полчаса!

Что-то длинновато выразился. Ну да пофигу.

Тезис 8. Early to bed and early to rise makes a man healthy, wealthy and wise.

Или «в здоровом теле — здоровый пук дух».

Ясный-красный. С бодуна не то что лягушку, ничего съесть не получается… но понимаешь это, как правило, наутро. С вечера такие мысли не посещают. Всё. С завтрашнего дня буду делать зарядку, и ложиться спать в 11 часов вечера:-)

Тезис 9. Соблюдайте гигиену мыслей.

Это высказывание мне настолько понравилось, что хотелось поставить его нулевым тезисом. Очень ёмко. Перечитайте этот тезис ещё раз, вдумчиво.

Следите за тем, чтобы думать и говорить с другими прежде всего о позитивных сторонах вещей, нежели о негативных.

Тезис 10. По одной задаче за один раз.

Не прерываться, не переключать внимание. Взялся за задачу, стиснул зубы, всех послал нахрен, и доделал до конца. Этому способствует сегментирование (разбиение задачи на посильные неделимые куски), порядок на рабочем месте (убрать из поля зрения вещи, не связанные с текущей «лягушкой»), заблаговременное планирование дня (планируем митинги, к примеру, каждый день с 15 до 17 часов, до этого никому не позволяем себя отвлекать).

Моё мнение — предварительный план дня не должен быть как расписание движения поездов. Достаточно заблаговременно определить основную работу (из ключевых категорий) на день и примерно распределить остальные задачи, включая рутину, во времени. Жёсткое планирование приводит к тому, что планы в наших изменчивых условиях срываются и, как следствие, перестают соблюдаться. А составление плана, который не соблюдается едва ли можно назвать продуктивным времяпрепровождением.

Тезис 11. Сделай это немедленно! Сделай это немедленно! Сделай это немедленно!

Сделай это немедленно!

v-kostin.blogspot.com