12 мая 2010 г.

На чём компании теряют деньги

image001 Сегодня у нас в компании было предложено мужской части коллектива потаскать мебель. Недолго. Думаю, часик. Я на этот счёт возмутился, мол, если в этом будут участвовать хотя бы 10 человек со средней зарплатой, пусть, $800 то этот час обойдётся компании в $50 (это только зарплата, не учитывая реальной себестоимости для компании, включая аренду, электроэнергию и налоги) и в определённый объём невыполненной работы, оценить который я сейчас не берусь. Тем более, что после таких работ нужно попить чайку, перекурить, отдохнуть, продолжить общаться и т.п. Видя, что компания не ценит твоё рабочее время, сложно доказать самому себе, почему я должен ценить это время или работать внеурочно, например.

Когда я высказал своё «фе», мне ответили, что такие работы сближают коллектив, позволяют общаться людям, увидеть, «кто чего стоит», а «всех денег всё равно не заработаешь». Эта точка зрения нашла поддержку, поэтому я теперь пишу тут. Может, я и впрямь неправ?

Моя мечта — это уважение компании к моему времени и моё уважение к деньгам, которые компания тратит для того, чтобы я создавал добавленную стоимость. Но сплошь и рядом встречаются такие вот «мелочи». Мне захотелось понять, действительно ли это мелочи, поэтому прошу высказывать мнения.

Ниже привожу перечень вещей, которые незримо увеличивают сроки и стоимость выполняемых работ. Без привязки к конкретной фирме, просто всё, что смог выдумать.

Для примера издержки будем рассчитывать исходя из себестоимости для компании в 1000 долларов на человека в месяц и коллектива в 50 человек. Почасовая себестоимость при 160 часовом месяце равна $6.25.

Медленный Интернет

Как-то я читал замечательную книгу Джефа Раскина по пользовательским интерфейсам. Там приводилась методология, позволяющая сократить время, требующееся человеку для поиска нужной информации. То ли в этой книге, то ли в книге Якоба Нильсена по веб-дизайну приводился расчёт, который показывал, что в масштабах организации простое уменьшение времени, необходимого для поиска нужной информации на 10 минут в день в расчёте на каждого сотрудника, даёт экономию в несколько десятков тысяч долларов в год!

Что же говорить о том, что в работе, где часто требуется искать ответы на вопросы в Интернете, пользоваться почтой, администрировать сервера или работать со словарями! Тут ключевым фактором является скорость интернета. Даже если сотрудники не всегда ходят в Интернет «по работе», всё равно быстрый интернет позволит минимизировать это время.

Пусть, на медленный интернет тратится лишних 30 минут в день. На мой взгляд, это реальная цифра. Получаем 6.25*0.5*50=$156.25 в день, $3125 в месяц, $37500 в год.

Далеко расположенные туалеты/вода/кухонки

Все пьют чай на работе. Ну, раза два. Предположим, писать бегают раза по четыре. Итого пять минут туда-пять обратно — набегает час. Получаем 6.25*50=$312.5 в день, 6250 в месяц, 75000 в год.

Один принтер на весь офис

... и тот не работает (шутка) :-)

Пять минут туда, пять — обратно, по пути отвлёк двух человек в той комнате, где установлен принтер, поискал бумагу, которая закончилась, после возвращения на переключение контекста нужно ещё 10 минут. Допустим, 10 из 30 сотрудников ежедневно что-то печатают. Итого, выходит 6.25*10/3=$20.83 в день или $416.66 в месяц, $5000 в год. Не считая времени отвлечённых от работы других сотрудников.

Итого

Итого набежала кругленькая сумма в $117500. Неплохо так гульнули! Это только по мелочам!

Не поддающиеся точной оценке факторы

Сколько уносят реально денег эти факторы, я сказать затрудняюсь. Но на производительность труда и лояльность сотрудников к компании они влияют однозначно отрицательно.

  1. Ограничение доступа сотрудников в офис вечером и в выходные. Прямой саботаж, на мой взгляд, оценке не поддаётся.
  2. Отсутствие налаженного процесса технической поддержки (эникейщик, админ). Настройка принтера (безуспешная) своими силами может занимать пол дня высоко оплачиваемого специалиста.
  3. Отсутствие парковки/транспорта.
  4. Отсутствие обучения/тренингов для персонала.
  5. Отсутствие кондиционеров, комфортного для работы климата.
  6. Оупенспейсы! Повбывав бы! Производительность труда падает почти до нуля, на мой взгляд.
  7. Отсутствие столовой/ресторана поблизости, стимула кормиться в ближайшем ресторане (нет дотаций, если все будут кушать вместе, они будут обсуждать рабочие вопросы).

Мудрые компании

Ну ведь не зря, ну не зря Google возит сотрудников на работу строго вовремя, на автобусах с доступом в Интернет. Не из любви к ближнему (или не только из любви). Не зря Яндекс во главу угла ставит круглосуточный доступ в офис без каких-либо ограничений! Не идиоты, наверное?

Что думаете? Какие ещё методы профукать корпоративные бабки знаете вы?

Lamer’s blog